Взгляд изнутри: какие бизнес-процессы происходят в онлайн-магазине

Взгляд изнутри: какие бизнес-процессы происходят в онлайн-магазине

Бизнес-процесс – последовательность действий, которые в связке дают желаемый результат. Они бывают:

  1. Основными (изготовление, продажа товаров, упаковка).
  2. Обеспечивающими (помогают выполнять основные процессы, добывать ресурсы).
  3. Управляющими (контроль работы персонала, систем в целом).

Рассмотрим, какие процессы идут в онлайн-маркете.

Управление ассортиментом

Это ежедневный процесс, в рамках которого нужно:

  • анализировать тенденции в отрасли;
  • формировать содержание каталога, учитывая спрос, цели и возможности фирмы;
  • регулярно обновлять и редактировать карточки;
  • осуществлять ценообразование, рассчитывать наценку для разных категорий товаров;
  • планировать и закупать продукцию.

ВАЖНО: формирование заказ на закупку идет только после заключения договора на поставку товара.

Управление складом

Хранение и отгрузка — одна из ключевых вещей для онлайн-маркета. Если правильно выбрать систему хранения и организации склада, можно избежать остатков неликвида или недостатка товара. В рамках процесса нужно:

  • проверять документы на товар, также передавать ее в бухгалтерию своевременно;
  • принимать поставки на склад, назначать цену и создавать карточки товара;
  • проверять, есть ли штрих-код, проводить инвентаризацию и списывать товар;
  • оформлять возврат брака.

Обработка заказов

Это этап, влияющий на благосклонность покупателей. Необходимо:

  • обрабатывать обращения клиентов в вашу фирму (звонки, письма, сообщения в чатах и тикетах);
  • давать обратную связь своевременно и качественно;
  • принимать и подтверждать заявки, мониторить наличие товара на складе;
  • резервировать товар, оповещать о статусе отправления;
  • обмениваться данными со складом, принимать оплату и организовывать доставку/возврат.

ВАЖНО: по закону каждую операцию необходимо сопровождать письмом на е-mail заказчика или документами для курьера.

Помимо этих процессов, онлайн-магазин ведет учет денег и их перемещений, работу с техобслуживанием, сайтом, сотрудниками, продвижением.

Как оптимизировать процессы в бизнесе

Улучшение действующей системы начинается спустя некоторое время работы после запуска и повторяется циклично. Оптимизация обязательна, если:

  • рутина забирает у работников много времени;
  • покупатели выказывают недовольство;
  • в коллективе есть напряжение;
  • работа плохо контролируется.

На оптимизацию указывают ряд проблем, которые не решаются на протяжении 2 и более месяцев. Для каждой ситуации будет свой метод оптимизации. Сложные задачи потребуют деления на простые блоки, измеримые по времени. Для примера возьмем прием поставок:

Цель прием товара на 15% быстрее
Что и кто влияет на процесс сотрудники (опросить), доставка (отследить работу на приеме)
Слабые места вместо ручной маркировки — автоматическая
Как будет в идеале план, как ликвидировать проблему
Нововведения купить и настроить новое оборудование, программы, обучить персонал
Проверка анализ результатов

Какие методы для оптимизации работают:

  • инжиниринг (разработка и подготовка, внедрение нового)
  • реинжиниринг (поэтапные изменения существующих процессов в компании);
  • непрерывное совершенствование;
  • разработка нового продукта вместо или вместе с прежним (Total Quality Management)

Советы:

  1. Четко определите схему работы магазина.
  2. Не беритесь улучшать все и сразу: идите по цепочке от ключевых проблемных моментов.
  3. Оптимизация нужна, если любой из бизнес-процессов в цепочке меняется: ассортимент, канал продаж, охват, увеличение числа сотрудников.
  4. Оптимизация не делается без долгосрочного плана. Он может охватывать от нескольких недель до нескольких лет.
  5. Программы складского учета являются частью программы по оптимизации.

Вывод

Улучшать работу магазина проще с основных процессов. Если они выстроены правильно, с большой вероятностью в продажах вас ждет успех.
Бизнес с ilfumo

Получите лучшие условия на табачную продукцию по низким ценам оптом